Школа Природы – эколого-туристское мультифункциональное предприятие ориентированное на экологическое образование молодежи в сочетании с активным отдыхом, спортивной деятельностью, оздоровительными и анимационными программами.
Школа Природы это:
- содружество детей, ученых и педагогов
- поиск новых идей, новых способов взаимодействия с природой
- самопознание и саморазвитие
- возможность приобрести новых друзей и новые увлечения
- радость от познания бесконечно многообразного Мира и себя в Мире
- возможность почувствовать себя в роли ученого, путешественника, натуралиста
Основа
Одним из важнейших аспектов экологического образования детей, подростков и юношества во всем мире рассматривается обучение и воспитание «средствами дикой природы». Основу программы Школы Природы составляет длительное пребывание в различных (контрастных) ландшафтах, совмещение игровых, исследовательских, спортивных и реабилитационных программ в условиях длительного проживания туристов в природных экосистемах. Кроме образовательной, Школа Природы выполняет важную реабилитационно-восстановительную функцию. Различные тренинги и оздоровительные программы Школы Природы помогают снять стресс и нормализовать работу нервной системы участников, способствуют гармонизации межличностных отношений, помогают удовлетворить потребность в самореализации и личностном росте. В рамках Школы Природы организуются сезонные выезды в круглогодичный оздоровительный лагерь с целью обучения детей и подростков различным исследовательским методикам, проведения природоохранных акций и эколого-анимационных программ. Программа работы Школы Природы включает пять направлений: эколого-исследовательское; природоохранное; эколого-спортивное; рекреационно-реабилитационное; анимационное.Одним из важнейших аспектов экологического образования детей, подростков и юношества во всем мире рассматривается обучение и воспитание «средствами дикой природы». Основу программы Школы Природы составляет длительное пребывание в различных (контрастных) ландшафтах, совмещение игровых, исследовательских, спортивных и реабилитационных программ в условиях длительного проживания туристов в природных экосистемах. Кроме образовательной, Школа Природы выполняет важную реабилитационно-восстановительную функцию. Различные тренинги и оздоровительные программы Школы Природы помогают снять стресс и нормализовать работу нервной системы участников, способствуют гармонизации межличностных отношений, помогают удовлетворить потребность в самореализации и личностном росте. В рамках Школы Природы организуются сезонные выезды в круглогодичный оздоровительный лагерь с целью обучения детей и подростков различным исследовательским методикам, проведения природоохранных акций и эколого-анимационных программ. Программа работы Школы Природы включает пять направлений: эколого-исследовательское; природоохранное; эколого-спортивное; рекреационно-реабилитационное; анимационное.
Философия
Экологическое образование рассматривается сегодня во всем мире как один из гарантов сохранения биосферы, как средство оптимизации взаимоотношений человека и природы в условиях современного экологического кризиса. В ходе долгих дискуссий, которые велись учеными-экологами, педагогами и методистами в течение 70-90-х годов ХХ века определились основные цели, задачи и приоритеты экологического образования. По мнению С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина, глобальной целью экологического образования является формирование личности с экоцентрическим типом экологического сознания, при этом основными задачами являются: развитие адекватных экологических представлений; системы умений, навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой, ценностных ориентаций. В рамках традиционной школы возможна закладка лишь знаниевой составляющей экологического сознания, развитие ценностно-нормативного, деятельностного, чувственно-волевого и морально-нравственного компонентов экологической личности наиболее оптимально протекает при условии длительного пребывания детей и подростков в природных экосистемах в специально организованной обучающей среде. Исследования показали, что наибольшим воздейственным потенциалом для формирования экоцентрических установок обладает экологический туризм, реализуемый на базе специализированных эколого-туристских предприятий – стационарных экологических лагерей, экологических центров, Школ Природы.
Отличительные особенности
Полифункциональность – выполнение как образовательных, так и спортивных, туристских и реабилитационно-оздоровительных функций;
Полицентризм - включение в программы школы как традиционных для экоцентров методик обучения экологии и дисциплинам экологического цикла, так и эколого-психологических тренингов, туристско-спортивных программ и программ комплексного оздоровления организма природными средствами.
Воспитание «средствами дикой природы» – длительное проживание в мало нарушенных и разнообразных экосистемах рассматривается как необходимое условие ноосферного воспитания. В отличие от эколагерей предусматривается круглогодичная работа и проживание в достаточно комфортных условиях, что позволяет значительно расширить круг участников.
Ориентация на различные группы населения. На первом этапе работы школы отрабатываются достаточно традиционные программы работы со школьниками и учителями, в дальнейшем акцент будет делаться на организацию семейного отдыха и обучения; на прием групп людей различных возрастов, желающих оптимизировать свое здоровье.
Принципы
Системности – работа школы строится на основе существующей системы экологического образования, базирующейся на парадигме ноосферно-гуманистической педагогики. В систему экологического образования «средствами дикой природы» органично включены следующие компоненты: познание общей экологии (основные законы и принципы функционирования экосистем и биосферы), экологии человека и общества (законы этноэкологии, механизмы саморегуляции, способы адаптации к природным и социальным средам, методики восстановления природными средствами), развитие чувственно-волевой сферы личности (принятие экологического императива в качестве главного жизненного принципа); открытие новых способов творческого взаимодействия с природой.
- Воспитания «средствами дикой природы» - главным «учителем» в Школе Природы должна быть сама природа. Длительное пребывание в мало нарушенных природных ландшафтах, организация исследовательской деятельности, тренингов, игр, спортивных туристских мероприятий будет способствовать развитию как интеллектуальной, так и чувственно-эмоциональной сферы личности, становлению этики «Благоговения перед Жизнью».
- Природосообразности - принцип природосообразности как основной дидактический принцип введен Я.А. Коменским, который рассматривал человека как органическую часть природы, живущую и развивающуюся по ее законам. Именно в следовании за природой, в которой постоянно совершается специфический процесс, называемый научением, видел Я.А. Коменский высшее проявление природосообразности образования как искусственной системы, созданной человеком. С позиций современной экологической педагогики принцип природосообразности предполагает в целеполагании экологического образования ориентироваться, прежде всего, на потребности развивающейся личности. В организации учебного процесса принимать во внимание психо-возрастные и личностные особенности учащихся, множественность каналов восприятия информации, придавать большее значение чувственному, эстетическому восприятию, использовать здоровье сберегающие педагогические технологии, в том числе предусматривающие достаточно длительное пребывание учащихся в природных условиях.
- Непрерывности – занятия в Школе должны вестись с одной группой участников в течение нескольких лет (от 4 класса до 11) по специально разработанным программам. Это позволит осуществлять эколого-воспитательный процесс последовательно от начальной школы к старшей. Дети получают возможность достаточно долго пребывать в природных экосистемах в течение основных природных сезонов, наблюдать динамику различных сообществ и природных процессов, достаточно глубоко изучить несколько отделов полевой экологии, научится различным методикам самовосстановления, осуществить профессиональный выбор.
- Полицентризма – поскольку решение проблемы взаимодействия природы и человека, природы и личности возможно лишь при рассмотрении различных концепций, различных способов видения мира, необходимо принять за аксиому существование множественности подходов к определению целей экологического образования, наполнению содержания, выбору ведущих педагогических технологий и форм работы с обучающимися. С позиций этого принципа для развития творческой здоровой ноосферной личности необходимо включение в структуру образовательного процесса обучающих, анимационных, спортивно-туристских и реабилитационно-оздоровительных программ, причем все эти программы будут рассматриваться как равно значимые.
- Оптимизма - проявляется в формировании позитивного отношения к вопросу принципиальной решаемости экологических проблем, а также в упрочении веры в созидательные, творческие силы человека, в возможность выполнения им своих биосферных функций. Любая образовательная или развивающая программа Школы включает рассмотрение новых технологий и достижений в области оптимизации природных экосистем, оздоровления окружающей среды, охраны природы, природосообразного образа жизни. При реализации программ предпочитаются педагогические технологии, нацеленные на раскрытие творческого потенциала обучающихся, на обретение веры в себя.
- Взаимосвязи нравственного и экологического императивов - одной из центральных целей экологического образования организаторы Школы считают самоформирование экологической, преимущественно экоцентристской этики, поскольку подлинно свободным является только духовно-нравственный человек, готовый отречься от удовлетворения прагматических потребностей, способный, по словам В. Хесле, «проявить гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности и придет освобождение от диктата потребления». Основным требованием, предъявляемым к экологической личности, является распространение сферы этических отношений на все объекты природы, которые начинают восприниматься в качестве полноправных субъектов. Экологический императив требует предвидения отдаленных последствий любых природопреобразовательных действий, что предполагает использование в образовательном процессе Школы педагогических технологий, способствующих становлению прогностических качеств личности.
Партнерства – отношения между участниками Школы (руководителями, учеными-экологами, школьными учителями, методистами и детьми) строятся на сновании партнерства, субъект-субъектных диалоговых и полилоговых взаимодействий.