Айзек Азимов.

Айзек Азимов (англ. Isaac Asimov, имя при рождении Исаак Юдович Озимов; 2 января 1920 — 6 апреля 1992) — американский писатель-фантаст советского происхождения, популяризатор науки, по профессии биохимик. Автор около 500 книг, в основном художественных (прежде всего в жанре научной фантастики, но также и в других жанрах: фэнтези, детектив, юмор) и научно-популярных (в самых разных областях — от астрономии и генетики до истории и литературоведения). Многократный лауреат премий Хьюго и Небьюла. Некоторые термины из его произведений — robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) — прочно вошли в английский и другие языки. В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.

Писать Азимов начал в 11 лет. Он начал писать книгу о приключениях мальчиков, живущих в маленьком городке. Он написал 8 глав, после чего забросил книгу. Но при этом произошёл интересный случай. Написав 2 главы, Айзек пересказал их своему другу. Тот потребовал продолжение. Когда Айзек объяснил, что это пока всё, что он написал, его друг попросил дать почитать книгу, где Айзек прочёл эту историю. С того момента Айзек понял, что он обладает писательским даром, и стал серьёзно относиться к своей литературной деятельности.

Впервые Азимов опубликовался в 1939 году. Это был рассказ «В плену у Весты» (англ. Marooned Off Vesta), принятый к публикации в октябре 1938 года журналом Amazing Stories и опубликованный 10 января 1939.

В 1941 был опубликован рассказ «Приход ночи» (англ. Nightfall) o планете, вращающейся в системе шести звёзд, где ночь наступает раз в 2049 лет. Рассказ получил огромную известность (согласно Bewildering Stories, он был одним из самых известных из когда-либо публиковавшихся рассказов). В 1968 году Американская ассоциация писателей-фантастов объявила «Приход ночи» лучшим из когда-либо написанных фантастических рассказов. Рассказ более 20 раз попадал в антологии, дважды был экранизирован (неудачно) и сам Азимов впоследствии назвал его «водоразделом в моей профессиональной карьере». Малоизвестный до тех пор фантаст, опубликовавший около 10 рассказов (и ещё примерно столько же были отвергнуты), стал знаменитым писателем. Интересно, что сам Азимов не считал «Приход ночи» своим любимым рассказом.

10 мая 1939 года Азимов начал писать первую из своих историй о роботах, рассказ «Робби» (англ. Robbie). В 1941 году Азимов написал рассказ «Лжец» (англ. Liar!) о роботе, умевшем читать мысли. В этом рассказе начинают появляться знаменитые Три закона роботехники. В этом же рассказе Азимов придумал слово «robotics» (робототехника, наука о роботах), вошедшее в английский язык. В переводах Азимова на русский robotics также переводят как «роботехника», «роботика». До Азимова, в большинстве историй о роботах, они бунтовали или убивали своих создателей. С начала 1940-х годов, роботы в фантастике подчиняются трём законам робототехники, хотя по традиции ни один фантаст, кроме Азимова, не цитирует эти законы явно.

В 1942 году Азимов начал серию романов «Основание» (англ. Foundation). Изначально «Основание» и рассказы о роботах относились к разным мирам, и лишь в 1980 году Азимов решил их объединить.

С 1958 года Азимов стал писать гораздо меньше фантастики и гораздо больше научно-популярной литературы. С 1980 он возобновил написание научной фантастики продолжением серии «Основание».

Тремя любимыми рассказами Азимова были «Последний вопрос» (англ. The Last Question), «Двухсотлетний человек» (англ. The Bicentennial Man) и «Уродливый мальчуган» (англ. The Ugly Little Boy), в этом порядке. Любимым романом были «Сами боги» (англ. The Gods Themselves).

Советуем прочитать:

Серия: Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо / Стальные пещеры, Роботы зари, Роботы и Империя/

Академия и Земля, Вторая Академия, Двухсотлетний человек, Звезды как пыль, Инферно, Калибан, Конец вечности, Немезида, Путь марсиан, Сами боги, Три закона роботехники, Фантастическое путешествие.


Д.М. Даррелл.

Можно ли предсказать свое будущее? Он это сделал в возрасте 6 лет. Зооспасатель и человек, опередивший время. Эдакий летний Дед Мороз, соединивший в себе Деда Мазая с Доктором Айболитом, библейского Ноя с современным ученым-практиком, писателя-натуралиста с веселым рассказчиком. Он любил животных не за приносимую ими пользу, а просто потому, что они неповторимые творения природы, чему и учил всех через свои книги и фильмы, в которые он вложил всю силу своего таланта.

Среди первых его домашних учителей было мало настоящих педагогов, за исключением натуралиста Теодора Стефанидеса (1896–1983). Именно от него Даррелл получил первые знания по зоологии и впоследствии посвятил ему книгу «Натуралист-любитель». А в 1983 г. Джерсийский трест учредил специальный фонд памяти доктора Т.Стефанидеса.

Началом его карьеры стал зоопарк Уипснейд в Бедфордшире, открытый в 1931 г. Лондонским Зоологическим обществом как филиал Лондонского зоопарка, известного, кстати, всему миру своими работами по спасению оленя Давида. Даррелл устроился сюда на работу сразу после войны – простым помощником служителя, или, как он сам говорил, «мальчиком на позверюшках» (о работе научным сотрудником человеку, не имевшему высшего образования, нельзя было и мечтать).

Здесь Джеральд получил первую профессиональную подготовку и начал собирать «досье» об исчезающих и редких видах. То было лет за двадцать до появления Международной Красной книги. Даррелл мечтал заработать ловлей животных для зоопарков, чтобы потом создать свой собственный зоосад или парк. В 1947 г., в возрасте 22 лет (кстати, а вы что делали в этом возрасте? Уже ничего или еще ничего? А время идет...), он организует две экспедиции – в Камерун и Гайану.

Но прибыли экспедиции не принесли, и в начале 50-х гг. Даррелл оказался безработным. Ни один зоопарк Австралии, США и Канады, куда он обращался с просьбами, не смог предложить ему работы. Всего лишь временное пристанище (жилье и питание) без всякого жалованья он нашел в зверинце на ярмарке курортного города Маргейт.

Родственники стали проявлять беспокойство о его будущем и на семейный совет вызвали старшего брата Лоуренса (Ларри). Лоуренс Даррелл, родившийся в 1912 г., – писатель и дипломат, известный теоретик и представитель модернизма в английской литературе 50–70-х гг. Его-то и осенила мысль, что и младшему брату не мешает взяться за перо, тем более что англичане буквально помешаны на рассказах о животных. Джеральда это не особо обрадовало, так как у него были сложности с синтаксисом и орфографией.

Как это нередко бывает, помог случай. Услышав однажды по радио совершенно безграмотный с точки зрения биолога рассказ о чьем-то путешествии в Западную Африку, где он сам бывал, Даррелл не выдержал. Сел и напечатал на машинке двумя пальцами первый свой рассказ: «Охота на волосатую лягушку». И тут произошло чудо. Из редакции «би-би-си» сообщили, что рассказ его имел успех. Джеральда даже пригласили самого выступить по радио. Гонорар заставил его засесть за создание новых рассказов. Поглощение большого количества чая и сигарет и громкие проклятия – со всем этим столкнулись родственники Джеральда, когда тот ночами напролет творил, запираясь в маленькой комнатушке.

Первая книга – «Перегруженный ковчег» (1952) – была посвящена путешествию в Камерун и вызвала восторженные отклики, как читателей, так и критиков. Автора заметили крупные издатели, а гонорар от книг (включая «Три билета до Эдвенчер», 1953) позволил организовать в 1954 г. экспедицию в Южную Америку. Однако в Парагвае разразился военный переворот, и почти всю живую коллекцию, собранную с огромным трудом, пришлось бросить, унося ноги от хунты (к власти тогда пришел генерал Альфредо Стресснер, ставший диктатором на долгие 35 лет). Свои впечатления об этой поездке Даррелл описал в следующей книге – «Под пологом пьяного леса» (1955).

Тогда же он по приглашению брата Ларри отдыхал на Кипре и в Греции. Знакомые места вызвали массу детских воспоминаний – так появилась «греческая» трилогия: «Моя семья и звери» (1955), «Птицы, звери и родственники» (1969) и «Сад богов» (1978). Невероятный успех «Моей семьи» (только в Великобритании она переиздавалась более 30 раз и свыше 20 раз в США) привел к рассуждениям серьезных критиков о возрождении английской литературы. Более того, это произведение «непрофессионального» автора включили в программу выпускных школьных экзаменов по литературе.

Ироничный Ларри Даррелл писал о своем младшем брате: «Маленький дьявол прекрасно пишет! Его стиль по свежести напоминает листья салата!» Джеральд был мастером «звериного» портрета. Все описанные им животные индивидуальны и запоминаются так, как будто ты сам их встречал. «По точности и образности я могу сравнить его только с лучшим писателем-анималистом Сетоном-Томпсоном. Свежесть, оригинальность языка, богатство и неожиданность сравнений и метафор, отличный, подлинно английский, диккенсовский юмор – все это доставляет истинное удовольствие читателю» (доктор биологический наук В.Е. Флинт).

Невероятная работоспособность Даррелла поражала окружающих. Он написал более 30 книг (которые были переведены на десятки языков) и снял 35 фильмов. Дебютный четырехсерийный телефильм «В Бафут за говядиной», вышедший в 1958 г., заставил всю Англию прильнуть к экранам телевизоров. Позже, в начале 80-х гг., удалось провести съемки и в закрытом тогда Советском Союзе. Правда, с большими трудностями – лишь после долгих переговоров с чиновниками Гостелерадио СССР и Минсельхоза (так как ни Минприроды, ни Госкомэкологии тогда еще и в помине не было) фирма «Примедия продакшнз» подписала соглашение о съемках 13-серийного фильма об охране природы в нашей стране. Проведя тысячи и тысячи километров в пути, Даррелл объездил весь СССР: Таймыр, Калмыкия, Байкал, Рязань, Астрахань, Самарканд, Бухара... Названия серий документального фильма «Даррелл в России» (1-я серия была показана 2 января 1988 г. по 1-й программе отечественного ТВ) говорят сами за себя: «Другие русские». «Спасение в половодье». «Бакланы, вороны и сомы». «Тюлени и соболи». «Последний кусок нетронутой степи». «От Тянь-Шаня до Самарканда». «Красная пустыня». «Спасение сайги». «Там за лесами». «Возвращение зубров». «Дети и природа». «Песня глухаря». «Бесконечный день». «Ковчег для животных».

И все же главной заслугой Джеральда Даррелла останется созданный им в 1959 г. на острове Джерси зоопарк и образованный на его базе в 1963 г. Джерсийский трест сохранения диких животных. Позже у треста появились и родственные организации (в 1973 г. – в США, в 1985 г. – в Канаде).

Небольшой (площадью 116 км2), но красивейший остров Джерси находится в южной части пролива Ла-Манш (в группе Нормандских островов) всего в 30–40 км от Франции. Поместье Огр с каменными стенами и арками XVI в., со старыми дубами и каштанами было древнейшей на острове усадьбой. Постепенно поместье превратилось в роскошный парк и главную достопримечательность для туристов. Однако, несмотря на самоотверженный труд и строжайшую экономию, через 4 года на зоопарке, где преобладали редкие виды животных, повис еще более крупный долг в 25 тыс. фунтов стерлингов (около 50 тыс. долларов). Даррелл обещал погасить его доходами от своих будущих книг. Если бы не это его обязательство, то, возможно, и не состоялся бы праздник 6 июля 1963 г., когда было торжественно провозглашено создание Джерсийского треста сохранения диких животных, который стал юридическим владельцем зоопарка. А президентом треста, естественно, избрали Джеральда Даррелла.

Ныне в зоопарке на площади в 32 га размещено более 1,5 тыс. животных, свыше 100 редчайших видов, несколько лабораторий (диетологическая, ветеринарная, этологическая), несколько специализированных центров (по разведению рептилий, птиц, ночных животных, обезьян), центр образования для школьников, зоомузей. В поместье Ле Нуайе (расположенном по соседству и также приобретенном трестом) разместился Международный центр подготовки специалистов по охране и размножению редких видов в неволе. Он был основан в 1978 г., но официально открыт в 1984 г., во время празднования 25-летия зоопарка. Занятия в центре проводятся на уровне университетских курсов. Здесь обучаются специалисты, работники зоопарков и студенты из стран Африки, Азии и Америки. Официально центр возглавляет Ее Королевское Высочество принцесса Анна. Она же в 1976 г. торжественно открывала Центр по разведению редких рептилий. Особое внимание королевской семьи выразилось и в награждении Джеральда Даррелла Орденом Британской империи.

Нельзя не сказать и о тех проектах и программах спасения и разведения редких видов, которые Джерсийский трест сохранения диких животных проводит вместе с местными властями, правительствами и заповедниками Мадагаскара, Маврикия, Мексики, Белиза, Бразилии, Ямайки, Санта-Люсии и других стран. Ведь конечная цель разведения редких видов в Джерсийском зоопарке – возвращение животных на родину. А для этого необходимо сохранять естественную среду обитания, и без кооперации с правительствами в этом сложном деле не обойтись.

Около 8 тыс. школьников Великобритании ежегодно приезжают в центр образования, где проводятся семинары и конференции. Юношеский «Клуб Додо» издает «Бюллетень Додо».

Почему «Додо»? Потому что эмблемой зоопарка служит дронт. Этот крупный нелетающий голубь был истреблен еще в XVII в., когда европейцы прибыли на остров Маврикий. Обыкновенный дронт, или додо (Rhaphus cucullatus), был неуклюжей птицей размером с индюка и весил до 20 кг. А широко известен он стал благодаря Л.Кэрроллу, автору «Алисы в стране чудес», который выступил в своей знаменитой книге в образе «ископаемой птицы Додо».

Зато участи дронта избежали спасенные на Джерси розовый голубь (Nesoenas mayeri), маврикийская пустельга (Falco punctatus), толстоклювый попугай (Rhynchopsitta pachyrhyncha) и другие виды. В природе их оставалось всего по несколько десятков особей, а после успешного разведения в Джерсийском зоопарке некоторые из этих видов, например розовый голубь, были возвращены в родные леса. Таким образом, эмблема с изображением дронта, с одной стороны, напоминает о печальной участи этой вымершей птицы, а с другой – символизирует саму возможность спасения редких видов животных.

Главной же гордостью Джерсийского зоопарка можно считать обезьян Южной Америки и Мадагаскара. Здесь нет обычных всюду слонов, жирафов и львов, зато есть «маленькие львы Бразилии» – так в шутку называют львиных тамаринов из группы игрунковых обезьян. На Джерси удалось спасти таких редчайших обезьян, как золотистая игрунка (Leontopithecus rosalia), золотоголовая игрунка (L.chrysomelas), золотистозадая игрунка (L.chrysopygus), мармозетка (Callithrix geoffroyi), и других исчезающих в природе маленьких наших сородичей.

Стоит напомнить, что идея Джеральда Даррелла разводить исчезающие виды в зоопарках имела множество противников. Во-первых, говорили критики, последних представителей вымирающих форм нельзя отлавливать и сажать за решетку по морально-этическим соображениям. А что, сидеть и смотреть, как вместе с тропическими джунглями вырубаются под корень целые направления жизни? Во-вторых, предрекали, что идея Даррелла потребует слишком много средств – таких, как ай-ай, сотни и тысячи. И для каждого надо подобрать свой рацион, обеспечить температурный и другие режимы, порой очень специфические, условия содержания. А поэтому, дескать, дешевле создать побольше заповедников. Но вы когда-нибудь видели сплошной забор вокруг этих охраняемых территорий и браконьеров, неспособных их преодолеть?

Недавно профессор Оксфордского университета Норман Майер подсчитал, что значительную часть исчезающих видов можно спасти, защитив лишь 25 районов Земли. В этих местах встречается 44% всех видов растений и 35% видов позвоночных животных. Однако сам же Майер называет цифру в 2,5 млрд долларов, которая потребуется для защиты этих районов только в ближайшие 5 лет (журнал «Nature», 2 марта 2000 г.). Где взять эти средства?

Идея же Даррелла превратилась в общепринятую научную концепцию: собрать– сохранить–расселить. И практически все крупные зоопарки мира сегодня занимаются разведением редких видов животных. Без вольерного разведения многие из них (калифорнийский кондор, американский журавль, зубр, олень Давида, лошадь Пржевальского, белый орикс и другие) сохранились бы только в виде чучел в зоомузеях.

Джеральд Даррелл умер 30 января 1995 г. после неудачной операции на печени в возрасте 70 лет. На всех, кто общался с ним, он производил впечатление человека незаурядного, доброго и отзывчивого. Один из крупнейших наших зоологов профессор В.Е. Флинт, больше, чем кто-либо у нас общавшийся с великим натуралистом, автор предисловий, послесловий и комментариев к его книгам, так описывает их первую встречу в гостинице «Будапешт»: «...В холл вошел крупный человек с загорелым обветренным лицом, совершенно белой бородой и светло-голубыми, поистине лучистыми глазами. В осанке его чувствовалось спокойствие, особое ощущение собственного достоинства... Окружавшие его люди казались какими-то мелкими и суетливыми. Глаза всех сидящих в холле устремились на Даррелла, люди начали перешептываться, переглядываться, безошибочно угадывая неординарность вошедшего человека». От него буквально веяло мудростью. Даррелл оставил прекрасные книги, которые передают его особенное, теплое и ироничное отношение ко всему живому на планете. Он учил доброте и милосердию, качествам, которых так не хватает нашим современникам.

В свое время литературное приложение к газете «Таймс» писало: «Если бы звери, птицы и насекомые могли говорить, возможно, одной из первых своих Нобелевских премий они удостоили бы мистера Даррелла». То же самое могут сказать и ваши дети в будущем, если вы сегодня дадите им возможность почитать его книги, которые помогут компенсировать холодную пустоту городских лабиринтов, напичканных масс-культурой. И тогда дело, начатое одним из самых ярких защитников природы и просто чудесным человеком Джеральдом Дарреллом, не умрет, но продолжится новыми поколениями.

Советуем прочитать:

1952/1953 – Перегруженный ковчег (The Overloaded Ark). – М.: Географиздат, 1958 (1-е изд. на русск. яз.).

1953 – Три билета до Эдвенчер (Three Singles To Adventure). – М.: Мысль, 1969.

1953 – Гончие бафута (The Bafut Beagles). – М.: Мир, 1973.

1955 – Моя семья и другие звери (Мy Family and other Animals). – М.: Мир, 1971.

1955 – Под пологом пьяного леса (The Drunken Forest). – М.: Географиздат, 1963.

1955 – Новый Ной (The new Noah). – М.: Армада, 1996.

1960 – Зоопарк в моем багаже (A zoo in my luggage). – М.: Мысль, 1968.

1961 – Зоопарки (Look At Zoos). – М.: Воздушный транспорт, 1990.

1962 – Земля шорохов (The Whisperingland).

1964 – Поместье-зверинец (Menagerie manor). – М.: Мысль, 1968.

1966 – Путь кенгуренка /Двое в буше (Two in The Bush). – М.: Мир, 1968.

1968 – Похитители ослов (The donkey rustlers). – М.: Армада, 1998.

1969 – Птицы, звери и родственники. – М.: Мир, 1973.

1972 – Поймайте мне колобуса (Catch Me A Colobus). – М.: Мир, 1975.

1973 – Звери в моей жизни (Beasts In My Belfry). – М.: Мир, 1978.

1974 – Говорящий сверток (The tolking parcel). - М.: Армада, 1998.

1976 – Ковчег на острове (The Stationary Ark). – М.: Мир, 1980.

1977 – Золотые крыланы и розовые голуби (Golden bats and pink pigeons). – М.: Мир, 1981.

1978 – Сад богов (The Garden of the Gods). – М.: Мир, 1984.

1979 – Пикник и прочие безобразия (The picnic and such like pandemonium). – М.: Армада, 1995.

1981 – Птица пересмешник (The moсkery bird). – М.: Армада, 1997.

1984 – Натуралист на мушке (How to shoot and amateur naturalist). – М.: Мир, 1989.

1990 – Юбилей ковчега (The arc`s anniversary). – М.: Армада, 1996.

1991 - Мама на выданье (Marring off Mother) - Эксмо-пресс, 2001.

1992 – Ай-ай и я (The aye-aye and I). – М.: Армада, 1998.


Дайан Фосси.

Дайан Фосси родилась в Сан-Франциско (Калифорния, США). По образованию врач, хотя позднее, в 1974 году, получила степень доктора наук по специальности зоология (Кембриджский университет). В 1963 году во время туристической поездки по Африке познакомилась с известным зоологом и палеонтологом Луисом Лики, который позднее предложил ей заниматься изучением поведения горных горилл в тропических лесах массива Вирунга, что на стыке ДРК (Демократи?ческая Респу?блика Ко?нго), Руанды и Уганды. Здесь она изучала поведение горных горилл в течение 18 лет. Она была активнейшей поборницей охраны природы и боролась с браконьерством на территории национального парка Вирунга. В 1975 году она стала героиней фильма Национального географического общества «В поисках гигантских обезьян» (1975). Дайан Фосси прожила вместе с горными гориллами 18 лет, и она точно знала, что главной опасностью для этих умных и забавных, сильных и непредсказуемых животных является человек. К 1980 году на Земле оставалось всего 250 горных горилл, поэтому Д. Фосси вела постоянную борьбу с браконьерами. Дайан изучала горилл терпеливо и тонко, постоянно рискуя жизнью, она годами ждала, когда гориллы примут её в стаю. В итоге она победила — она была принята. Так, она в одиночку жила среди этих могучих, самых крупных в мире обезьян, изучая их повадки, навыки и, как бы странно это ни звучало, — культуру.

Когда в январе 1970 года её фотография появилась на обложке National Geographic, Дайан стала знаменитой. В 1980 году она получила докторскую степень в Кембриджском университете (Cambridge University) в Великобритании и была названа ведущим специалистом в мире по физиологии и поведению горных горилл. Фосси читала собственный курс лекций в Корнелльском Университете (Cornell University) в 1981—1983. В 1983 году вышла её научно-популярная книга «Гориллы в тумане» (англ. Gorillas in the mist), ставшая бестселлером. Эта книга до сих пор является самой продаваемой книгой в мире о гориллах. Позднее, в 1988 году, отчасти по мотивам этой книги был снят одноимённый художественный фильм с Сигурни Уивер в главной роли.

Советуем прочитать:

Гориллы в тумане.