В основу концепции Школы Природы положены следующие основные принципы:

Системности – работа Школы строится на основе существующей системы экологического образования, базирующейся на парадигме ноосферно-гуманистической педагогики. В систему экологического образования «средствами дикой природы» органично включены следующие компоненты: познание общей экологии (основные законы и принципы функционирования экосистем и биосферы), экологии человека и общества (законы этноэкологии, механизмы саморегуляции, способы адаптации к природным и социальным средам, методики восстановления природными средствами), развитие чувственно-волевой сферы личности (принятие экологического императива в качестве главного жизненного принципа); открытие новых способов творческого взаимодействия с природой.

Воспитания «средствами дикой природы» - главным «учителем» в Школе Природы должна быть сама природа. Длительное пребывание в мало нарушенных природных ландшафтах, организация исследовательской деятельности, тренингов, игр, спортивных туристских мероприятий будет способствовать развитию как интеллектуальной, так и чувственно-эмоциональной сферы личности, становлению этики «Благоговения перед Жизнью».

Природосообразности - принцип природосообразности как основной дидактический принцип введен Я.А. Коменским, который рассматривал человека как органическую часть природы, живущую и развивающуюся по ее законам. Именно в следовании за природой, в которой постоянно совершается специфический процесс, называемый научением, видел Я.А. Коменский высшее проявление природосообразности образования как искусственной системы, созданной человеком. С позиций современной экологической педагогики принцип природосообразности предполагает в целеполагании экологического образования ориентироваться, прежде всего, на потребности развивающейся личности. В организации учебного процесса принимать во внимание психо-возрастные и личностные особенности учащихся, множественность каналов восприятия информации, придавать большее значение чувственному, эстетическому восприятию, использовать здоровье сберегающие педагогические технологии, в том числе предусматривающие достаточно длительное пребывание учащихся в природных условиях.

Непрерывности – занятия в Школе должны вестись с одной группой участников в течение нескольких лет (от 4 класса до 11) по специально разработанным программам. Это позволит осуществлять эколого-воспитательный процесс последовательно от начальной школы к старшей. Дети получают возможность достаточно долго пребывать в природных экосистемах в течение основных природных сезонов, наблюдать динамику различных сообществ и природных процессов, достаточно глубоко изучить несколько отделов полевой экологии, научится различным методикам самовосстановления, осуществить профессиональный выбор.

Полицентризма – поскольку решение проблемы взаимодействия природы и человека, природы и личности возможно лишь при рассмотрении различных концепций, различных способов видения мира, необходимо принять за аксиому существование множественности подходов к определению целей экологического образования, наполнению содержания, выбору ведущих педагогических технологий и форм работы с обучающимися. С позиций этого принципа для развития творческой здоровой ноосферной личности необходимо включение в структуру образовательного процесса обучающих, анимационных, спортивно-туристских и реабилитационно-оздоровительных программ, причем все эти программы будут рассматриваться как равно значимые.

Оптимизма - проявляется в формировании позитивного отношения к вопросу принципиальной решаемости экологических проблем, а также в упрочении веры в созидательные, творческие силы человека, в возможность выполнения им своих биосферных функций. Любая образовательная или развивающая программа Школы включает рассмотрение новых технологий и достижений в области оптимизации природных экосистем, оздоровления окружающей среды, охраны природы, природосообразного образа жизни. При реализации программ предпочитаются педагогические технологии, нацеленные на раскрытие творческого потенциала обучающихся, на обретение веры в себя.

Взаимосвязи нравственного и экологического императивов - одной из центральных целей экологического образования организаторы Школы считают самоформирование экологической, преимущественно экоцентристской этики, поскольку подлинно свободным является только духовно-нравственный человек, готовый отречься от удовлетворения прагматических потребностей, способный, по словам В. Хесле, «проявить гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности и придет освобождение от диктата потребления». Основным требованием, предъявляемым к экологической личности, является распространение сферы этических отношений на все объекты природы, которые начинают восприниматься в качестве полноправных субъектов. Экологический императив требует предвидения отдаленных последствий любых природопреобразовательных действий, что предполагает использование в образовательном процессе Школы педагогических технологий, способствующих становлению прогностических качеств личности.

Партнерства – отношения между участниками Школы (руководителями, учеными-экологами, школьными учителями, методистами и детьми) строятся на сновании партнерства, субъект-субъектных диалоговых и полилоговых взаимодействий.