За время работы Школы Природы (2007-2015 г.г.) получены следующие результаты:

- разработана концепция Школы Природы, которую можно использовать в любом регионе России;

- определены основные направления работы;

- осуществлен подбор кадров;

- разработаны авторские программы по всем направлениям деятельности;

- приобретен минимальный набор оборудования и инструментов;

- разработан и опубликован ряд методических пособий;

- проводятся сезонные выезды школьников и студентов (3-7 дней);

- организуются эколагеря и экспедиции;

- проводятся выездные семинары для школьных учителей;

- проводятся семинары-тренинги для населения «Разработка индивидуальных программ здоровья»;

- школьники и студенты, выполняющие исследования в рамках Школы Природы, занимают призовые места на всероссийских и региональных экологических олимпиадах и конкурсах исследовательских проектов.

Наблюдения показали, что за время работы в Школе Природы дети осваивают следующие, новые для них формы взаимодействия с природой:

- инструментальные наблюдения за объектами природы в лабораторных и естественных условиях;

- длительные наблюдения за объектами природы в естественных условиях;

- сбор различных объектов природы, не причиняющий ущерба экосистемам;

- киносъемку природных объектов, отражение своих впечатлений в форме рисунков, фотографий, художественных текстов;

- медитации на природе, биоэнергетические техники (изучили некоторые элементы биоэнергетической зарядки).

Наблюдения свидетельствуют о развитии таких качеств личности как:


  • общая компетентность
  • способность переключаться с одного вида занятий на другое
  • креативность
  • наблюдательность
  • гибкость и оригинальность мышления
  • адаптивность
Каждый участник Школы создает свой Паспорт здоровья и осваивает ряд технологий здорового образа жизни.